Конструкторы «КАМАЗа» отметили профессиональный праздник.
История Дня конструктора на «КАМАЗе» берёт начало с апреля 1970 года, когда съезжающиеся со всего Советского Союза в Набережные Челны конструкторы были объединены в управление главного конструктора – УГК, а позже в Научно-технический центр, который по праву называют мозгом автозавода. В этом году камазовцы отметили этот профессиональный праздник уже в 52-й раз.
Поздравляя коллег, заместитель генерального директора «КАМАЗа» – директор по развитию Ирек Гумеров отметил, что приятно видеть, как современные грузовики К5 бороздят дороги страны, как электробусы курсируют по Москве, и осознавать, что в камазовских автомобилях использованы лучшие экономичные двигатели. «Мы этим гордимся. Такие реалии возможны только у компании, имеющей мощные конструкторские силы, которая способна мгновенно реагировать на любые изменения и быть успешной. Этот праздник встречаем стабильной работой «КАМАЗа», с новыми продуктами в нашей линейке, и уверен, что всё у нас будет отлично и в дальнейшем», – заверил он.
Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» – директор НТЦ Евгений Макаров напомнил, что не так много в России осталось конструкторских школ, но камазовская по праву является лидирующей. «Я очень горжусь тем, что сам ученик камазовской школы конструкторов, – признался он. – Хочу поздравить весь коллектив с профессиональным праздником и пожелать нам всем свершений. Пусть в мае мы максимально адаптируем всю нашу продукцию к изменившимся условиям и начнём планомерно развиваться и достигать ранее поставленных целей».
Руководители отметили лучших работников. Почётными грамотами ПАО «КАМАЗ» наградили десятерых конструкторов, ещё девять удостоились Благодарственных писем компании. Также получили награды победители ежегодного конкурса профмастерства среди молодых инженеров-конструкторов, а лауреатам Всероссийского конкурса «Инженер года-2021» торжественно вручили медали, дипломы и сертификаты.
Мероприятие продолжила концертная программа из 30 номеров художественной самодеятельности работников НТЦ и артистов городской эстрады. В минувшее воскресенье, 22 мая, завершилась баха «Арчеда», которая прошла на территории Арчединско-Донского песчаного массива, в статусе этапа кубка России и Чемпионата Волгоградской области по ралли-рейдам. Все четыре участвующих в гонке экипажа команды «КАМАЗ-мастер» вошли в пятёрку сильнейших.
Соревнование проходило под эгидой Российской Автомобильной Федерации, Волгоградской региональной автомобильной федерации, в рамках проекта АРЧЕДА Terra Extreme. Команда «КАМАЗ-мастер» была представлена на гонке экипажами Андрея Каргинова, Айрата Мардеева, Сергея Куприянова и Богдана Каримова. По словам заместителя директора команды по производству Сергея Савостина, к старту бахи «Арчеда» в производственном цехе «КАМАЗ-мастера» для экипажа Андрея Каргинова был изготовлен третий по счёту спортивный грузовик семейства К5. Также в рамках совместного проекта с ПАО «Газпром» построен новый газодизельный грузовик, на котором выступал экипаж Сергея Куприянова. На бахе «Арчеда» эта машина была протестирована в режиме спортивной обкатки.
«Период после «Дакара» характеризуется тем, что мы постоянно работаем в режиме импортозамещения. Сейчас сосредоточимся на сдаче нового капотного грузовика команды. Возможно, успеем подготовить его к старту «Шёлкового пути». Работы по нему курирует Айрат Мардеев», – рассказал Сергей Савостин.
Спортивная программа гонки началась 20 мая с 21-километрового пролога, второй этап соревнований включил в себя три больших круга по 80 километров, в третий день гонщики прошли два спецучастка протяжённостью 87 и 79 км.
В результате победителем бахи «Арчеда» в классификации грузовых автомобилей стал экипаж Айрата Мардеева, второе место у экипажа Андрея Каргинова, «бронза» – у Сергея Вязовича (команда «МАЗспорт-Авто»), четвёртое место занял экипаж молодого пилота Богдана Каримова. Экипаж Сергея Куприянова привёл свой газодизельный грузовик к финишу пятым.
Волгоградский этап Чемпионата России – баха «Арчеда» – стал первым спортивным соревнованием команды после прошедшего в Саудовской Аравии в январе «Дакара». Фактически он стал своеобразным прологом к ралли «Шёлковый путь», которое пройдёт с 6 по 16 июля.
«Я очень доволен выездом команды в Волгоград. Спасибо организаторам гонки за такое соревнование. Видно, как спортсмены скучают по стартам. Сегодня всем нелегко, но все находят возможность приехать. Молодёжь показала себя очень хорошо. Тесты прошли удачно, мы увидели наш автомобиль в сравнении с соперником – МАЗом. Много времени уделяем нашим машинам, всё из запланированного удалось выполнить. Тестирование продолжим уже дома, будем готовиться к «Шёлковому пути», – подвёл итоги гонки Эдуард Николаев. С 1 мая текущего года на «КАМАЗе» будет произведена индексация тарифов и окладов работников на 5,2 %. Приказ об этом подписал гендиректор компании Сергей Когогин.
В целях повышения социальной защищённости работников «КАМАЗа» руководством компании принято решение об опережающем повышении тарифов и окладов. Уже в мае тарифы и оклады камазовцев будут увеличены на 5,2 %.
Напомним, предыдущая индексация на «КАМАЗе» была проведена в октябре 2021 года – тарифы и оклады были увеличены на 4,3 %. Кроме того, в декабре, по итогам работы в 2021 году, руководством компании было принято решение о премировании персонала единовременной премией в размере тарифа (оклада).
«КАМАЗ» уделяет большое внимание реализации важнейших направлений социальной политики компании, является социально ответственным предприятием и будет оставаться им впредь. Мы внимательно следим за тем, чтобы доходы наших работников не снижались на фоне роста цен на продукты, и будем готовы, в случае необходимости, принять новые меры поддержки персонала», – прокомментировал генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Команда «КАМАЗ-мастер» примет участие в ралли «Шёлковый путь», которое пройдёт 6-16 июля, соединив десять регионов России.
Руководитель спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин представил новый маршрут международного ралли «Шёлковый путь-2022». В этом году он впервые пройдёт по территории Северного Кавказа – Чеченской Республики и Республики Дагестан.
Презентуя маршрут двенадцатого ралли «Шёлковый путь», организаторы отметили, что в этот раз в его основе лежит исторический аспект – 350-летие со дня рождения императора Петра I. Крупнейший ралли-рейд Евразии соединит десять регионов Российской Федерации, многие из которых неразрывно связаны с именем великого российского реформатора. В этом году гонка пройдёт через Грозный, Элисту, Волгоград, Воронеж.
«Будущий старт 12-го издания сложнейшего ралли-рейда – это очередной важный шаг в многолетней истории проекта, который уже стал настоящей визитной карточкой российского спорта. Это соревнование по праву можно назвать одним из самых значимых проектов в мире автомобильного спорта. И особый интерес придаёт ему маршрут, ставший своего рода повторением Великого шёлкового пути, который много веков назад проходил по этим местам. Важно, что некоторые регионы страны впервые примут такое масштабное спортивное мероприятие. Думаю, что это поможет, в том числе, популяризации туризма в нашей стране», – отметил министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин.
По словам руководителя проекта Международного ралли «Шёлковый путь» Владимира Чагина участники и болельщики по ходу гонки откроют для себя красоты российских городов и многообразие природных ландшафтов, встречающихся на пути каравана, а также прикоснутся к многовековой истории России.
«Обширная география, разнообразие климатических зон, потрясающая красота природы, различные ландшафты – всё это станет ареной спортивных вызовов для матёрых гонщиков и первыми шагами новичков автомобильного спорта. В этом году на старт могут выйти спортсмены из России, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Мы на связи с гонщиками из других стран, они заверяют нас в искренней дружбе, но в этом году участие принять не смогут. Тем не менее, самое важно, что гонка состоится», – поделился он.
«Шёлковый путь» стартует 6 июля в Астрахани. На этот день запланированы предстартовые мероприятия ралли – административные и технические проверки. На стартовый подиум гонщики выйдут на следующий день, 7 июля, после проезда короткого квалификационного скоростного участка, который проложен в городской черте, на берегу реки Волги. Эти первые «боевые» пять километров зрители смогут увидеть своими глазами, что большая редкость, ведь ралли обычно не проходит в столь доступных публике местах. Общая протяжённость маршрута составит 4380 километров, из которых 2800 километров – спецучастки. В соревновании примут участие представители всех существующих официальных зачётов: грузовики, автомобили, мотовездеходы, а также мотоциклы и квадроциклы, которые вошли в программу соревнований в 2019 году. Финиширует гонка 16 июля в Москве на Красной площади.
«География маршрута изобилует самыми разными покрытиями, от астраханских песков до горных спецучастков Кавказа. А в грузовом зачёте планируют принять участие такие известные команды, как «МАЗ-СПОРТавто» и «ГАЗ-Рейд Спорт». С хорошими соперниками и состязание интереснее! Поэтому болельщикам точно не будет скучно, в июле нас ждёт интереснейшая борьба!» – отметил действующий победитель ралли «Шёлковый путь», пилот команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников.
Наряду с другими спортсменами принимать участие в нынешней гонке будет экс-пилот «Формулы-1» Никита Мазепин, который выступит в категории мотовездеходов в классе T4. Кроме того, организаторы ралли анонсировали два новых зачёта на маршруте «Шёлкового пути» – категория для начинающих спортсменов Гранд Тур «Дорогами Петра» и исторический зачёт «Легенда».
Международное ралли «Шёлковый путь» ведёт свою историю с 2009 года, на протяжении многих лет объединяя не только регионы Российской Федерации, но и страны Евразии. В разные годы гонка проходила по территории России, Китая, Казахстана, Монголии, Туркмении. Топ-менеджеры «КАМАЗа» приняли участие в деловой программе XIII Международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: KazanSummit 2022», который на прошлой неделе состоялся в столице Татарстана.
Торжественное открытие XIII Международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: KazanSummit 2022» состоялось в Казани 19 мая. Как отметил глава Татарстана Рустам Минниханов, KazanSummit является главной в России площадкой экономического взаимодействия регионов и стран Организации исламского сотрудничества. Основные его цели – развитие экономических, торговых, социально-культурных связей регионов РФ со странами исламского мира. За три дня в мероприятии приняли участие представители 65 стран и 55 регионов РФ.
На выставочном пространстве форума были продемонстрированы российские прорывные разработки и флагманские проекты. В своей экспозиции лидер российского грузового машиностроения представил магистральный тягач новейшего поколения КАМАЗ-54901, электробус КАМАЗ-6282. Также ярким экспонатом, подчёркивающим разносторонние успехи ведущей российской компании, стал гоночный грузовик команды «КАМАЗ-мастер» – один из тех, на которых «Синяя армада» многократно одерживала победы в сложнейших международных ралли.
После торжественного открытия и осмотра приуроченной к саммиту выставки генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин провёл переговоры с представителями деловых кругов из Республики Сенегал. В ходе делового общения обсуждены сроки и ход строительства в стране сборочного завода «КАМАЗа» и возможности поставок автотехники КАМАЗ. Также состоялись переговоры с делегацией Республики Узбекистан. В центре внимания были планы по обновлению парка грузовой автотехники, спецтехники и закупке автобусов.
Одним из центральных пунктов деловой программы первого дня стали переговоры руководителя «КАМАЗа» Сергея Когогина с первыми лицами Туркменистана. Обсуждены перспективы подписания контрактов до 2024 года и вопросы создания совместного предприятия по сервису, а также создания сборочного предприятия в Туркменистане. Кроме того, в рамках делового общения затронут вопрос возможной организации старта гонки «Шёлковый путь-2023» в Ашхабаде. Председатель Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, ознакомившись с пассажирским транспортом на электрической тяге, представленным на выставке, выразил заинтересованность в приобретении таких экологичных автобусов для страны. Стороны обсудили предстоящую поставку двух электробусов КАМАЗ-6282 для тестовой эксплуатации.
Во второй половине дня топ-менеджеры «КАМАЗа» приняли участие в переговорах о перспективах поставки автотехники в Королевство Бахрейн и закрытой встрече Чрезвычайных и Полномочных Послов иностранных государств в России, где была представлена камазовская презентация.
В пятницу, 20 мая, и. о. генерального директора Внешнеторговой компании «КАМАЗ» Василий Цыганов и другие руководители встретились с представителями Республики Таджикистан и обсудили возможности сотрудничества. Кроме того, состоялись переговоры с вице-президентом ОАО «Кыргызиндустрия» Советбеком Сарбановым. Обсуждены перспективы поставки крупной партии автопоездов КАМАЗ-5490 с полуприцепами-контейнеровозами и шторными полуприцепами. В рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» «КАМАЗ» распахнул свои двери для студентов и школьников.
Возможность познакомиться с подразделениями и дочерними предприятиями компании получили почти 1500 человек. Роль координатора взял на себя Корпоративный университет «КАМАЗа». Акция стартовала с лекции в полилингвальной гимназии «Адымнар» № 59, её организовала для ребят Генеральная дирекция компании. Заместитель главного конструктора инновационных автомобилей Ильнур Фархутдинов рассказал семиклассникам о том, как важно делать шаги навстречу самым смелым мечтам. Студенты Набережночелнинского института КФУ смогли не только увидеть некоторые из образцов новейшей техники, но и узнать принцип действия лидаров, радаров, двигателей, систем терморегуляции. О них им рассказал один из авторов разработок – главный конструктор инновационных автомобилей блока развития Сергей Назаренко. Для учеников подшефных школ в этом подразделении подготовили встречу с конструктором, технологом и исследователем, которые рассказали о том, какие задачи им приходится решать.
Ученики школ № 46 и № 53 отправились в международный аэропорт Бегишево, дочернее предприятие «КАМАЗа». Ребята познакомились с системой противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полётов, службой организации перевозок, с перрона сделали фото взлетающих и идущих на посадку самолётов. Учащиеся Набережночелнинского политехнического колледжа побывали в музее воды «Челныводоканала», дочернего предприятия «КАМАЗа».
Заместитель директора департамента развития по управлению проектами Логистического центра Дмитрий Агеев рассказал ученикам школы № 45 о новых методах организации логистических операций.
На заводах компании многие школьники и учащиеся колледжей впервые увидели, из каких компонентов собирается автомобиль и как изготавливаются многочисленные комплектующие. Например, студенты Камского автомеханического техникума им. Л. Б. Васильева с интересом наблюдали за работой линии сварки топливных баков, за работой роботов в цехе сборки-сварки кабин и изготовлением лонжеронов на новом производстве рам. Не менее зрелищной получилась экскурсия у старшеклассников школы № 15 на кузнечный завод. Они узнали, как изготавливают и ремонтируют оснастку в штампово-инструментальном корпусе и увидели только что отштампованные поковки в кузнечно-прессовом корпусе № 3. А на заводе двигателей ученикам городских школ показали конвейер сборки двигателей и учебно-технологический комплекс, где можно узнать, из чего состоит сердце КАМАЗа. В ПАО «НЕФАЗ», дочернем предприятии «КАМАЗа» в Башкирии, состоялась конференция по итогам выполнения Коллективного договора за 2021 год.
Согласно уставу, мероприятие началось с избрания президиума, секретариата и счётной комиссии. О наличии кворума говорило участие 118 из 130 делегатов – представителей трудового коллектива, заявленных от всех подразделений предприятия. В ходе мероприятия представители работодателя и профсоюза выступили с отчётами о проделанной работе.
Доклад заместителя генерального директора по управлению персоналом ПАО «НЕФАЗ» Юриса Мухаметдинова начался с подведения производственных итогов работы предприятия за 2021 год. Руководитель отметил, что в 2021 году выручка от продажи продукции, товаров и услуг составила 33 млрд 138 млн рублей, по сравнению с бизнес-планом рост на 17 %, относительно 2020 года результат улучшен на 22 %. Достаточно результативно в этом отношении показало себя автобусное производство – 70 % товарооборота составили автобусы и электробусы. Получена чистая прибыль в размере 611 млн рублей, что более чем в 2 раза больше показателя 2020 года.
Среднемесячная заработная плата за 2021 год составила 43 353 рубля, по сравнению с 2020 годом она выросла на 9,3 %. В течение всего периода заработная плата начислялась и выплачивалась без срывов.
На обеспечение социального пакета, социальные выплаты, бесплатную перевозку работников на работу и обратно, организацию бесплатного питания, что предусмотрено Коллективным договором, в прошлом году было направлено более 120 млн рублей.
Работники автозавода обеспечивались спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами. Кроме того, отдельные категории работников были обеспечены спецодеждой сверх указанных норм. Перечень работ и профессий, дающих право на получение спецодежды, дополнен отдельным приложением к Колдоговору. Без перебоев, по нормам выдавались мыло, крем и другие моющие средства. Затраты на реализацию мероприятий раздела «Обеспечение условий охраны труда и экологии» и Соглашения по охране труда в 2021 году составили 41,5 млн рублей.
Мероприятия разделов «Социально-бытовое обслуживание» и «Медицинское обслуживание, охрана здоровья, организация лечения и социальное страхование» были выполнены полностью.
На корпоративные новогодние подарки детям работников ПАО «НЕФАЗ» было выделено 1 935 тыс. рублей, администрация и профсоюзный комитет на паритетных началах приобрели 4 300 подарков.
В предусмотренные Колдоговором сроки были проведены периодические медицинские осмотры работников с вредными и опасными условиями труда (3 595 человек).
Приобретены 288 санаторных путёвок в «Металлург» (Удмуртская Республика) и 24 путёвки в «Юматово» (Республика Башкортостан) для автозаводчан на реабилитационно-восстановительное лечение.
Все пункты разделов «Гарантии молодёжи», «Гарантии деятельности профсоюзной организации» и «Ответственность сторон» также выполнялись.
Председатель первичной профсоюзной организации Розалия Мулахметова, анализируя выполнение Колдоговора за 2021 год, отметила, что в этот непростой для всех, ковидный год профсоюзный комитет продолжил вести активную работу. «Наш Коллективный договор – один из лучших в российском профсоюзе работников промышленности, – подчеркнула она. – Сохранены все социальные гарантии и льготы». Кроме того, глава первичной профсоюзной организации поблагодарила руководство автозавода за поддержку инициатив профсоюзного комитета и весь персонал за помощь в работе.
В ходе обсуждения обе стороны пришли к выводу: все обязательства Коллективного договора выполнены в полном объёме. Данное решение делегаты поддержали, единогласно проголосовав за принятие постановления конференции. В ООО «Челныводоканал», дочернее предприятие «КАМАЗа», передан в опытную эксплуатацию автомобиль «Компас-9».
Машину «Челныводоканалу» передал Научно-технический центр компании. Новинка среднетоннажного сегмента «КАМАЗа» будет применяться для внутренних городских перевозок в течение шести месяцев. «Я и ещё несколько наших водителей уже опробовали машину на ходу и можем сказать, что управляемость у неё практически как у легкового автомобиля, мягкий ход, хороший обзор из кабины. У «Компаса» очень объёмный кузов, при этом автомобиль маневренный, с небольшим радиусом поворота, что важно при движении в условиях городской застройки и по заставленным автомобилями дворам», – отметил начальник управления автотранспорта и спецтехники «Челныводоканала» Александр Гончаров.
Техническое обслуживание автомобиля по договору обеспечит Научно-технический центр. В свою очередь «Челныводоканал» будет передавать производителю все замечания и предложения, собранные за период опытной эксплуатации.
Напомним, КОМПАС – это новое семейство среднетоннажных автомобилей, которые «КАМАЗ» вывел на российский рынок в начале этого года. Это машины развозного класса, предназначены для работы в городе и пригороде, а также для междугородних перевозок. Универсальная платформа грузовика позволяет оснащать его широким перечнем спецнадстроек. «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» передал в лизинг пятьдесят магистральных тягачей КАМАЗ-54901 ведущему поставщику нерудных материалов в Москве и Московской области Lagrange Group.
Приобретённые давним партнёром Лизинговой компании «КАМАЗ» грузовики КАМАЗ-54901-014-94 оснащены рядным 6-цилиндровым двигателем KAMAЗ Р6 мощностью 450 л. с., новой автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач с расширенным функционалом для водителя и задним мостом со сниженным передаточным отношением для экономии топлива. Передние и задние тормоза – дисковые. Также в числе преимуществ автомобилей – два топливных бака общим объёмом 1400 л, за счёт чего обеспечивается внушительный запас хода (около 4,5 тыс. км).
Lagrange Group – крупный поставщик нерудных материалов, с 2020 года активно развивает направление магистральных грузоперевозок, осуществляет доставку товаров народного потребления между городами России. «КАМАЗ» второй год подряд принимает участие в международном транспортном фестивале SPbTransportFest, который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге.
III Международный транспортный фестиваль SPbTransportFest приурочен ко Дню основания Санкт-Петербурга и объединяет самые яркие мероприятия транспортной отрасли: международный конкурс профессионального мастерства водителей автобусов, выставку инновационного транспорта, парад и выставку раритетов, а также деловую и культурную программу. В рамках выставки инновационного транспорта «КАМАЗ» представил две модели из широкого спектра пассажирского автотранспорта – автобус НЕФАЗ 5299-40-57 на сжиженном природном газе и троллейбус КАМАЗ-62825 с увеличенным автономным ходом.
Троллейбус КАМАЗ-62825 является развитием линейки модельного ряда электротранспорта КАМАЗ. В отличии от классического троллейбуса, данное транспортное средство оснащается накопителями энергии, позволяющими автономно передвигаться до 20 км, например, для обслуживания новых городских районов, в которых отсутствует контактная сеть. Это позволяет расширить маршрутную сеть, гибко её изменять и снизить затраты на инфраструктуру. Зарядка батарей происходит во время движения от контактной сети за 30 мин до 100 % ёмкости.
Троллейбус КАМАЗ-62825 соответствует всем требованиям к качеству оказываемых услуг, комфорту пассажиров и доступной среды: низкий уровень пола, увеличенный проём средней двери, просторная накопительная площадка с мягкими упорами для стоячих пассажиров, комфортная пневмоподвеска, система книлинг, которая позволяет наклонять кузов троллейбуса для удобной посадки и высадки пассажиров, механическая аппарель для беспрепятственного въезда в салон маломобильных пассажиров, специальное место крепления инвалидной коляски, кнопки связи с водителем.
Также он оборудован системой информирования пассажиров, камерами видеонаблюдения и спутниковой навигацией, системой климат-контроля, USB-разъёмами для зарядки телефонов, развитым телематическим оборудованием. Общая пассажировместимость – 85 человек, из них 34 места для сидения.
Новая модификация автобуса НЕФАЗ 5299-40-57 на сжиженном природном газе (LNG) сохранила все преимущества базовой модели: низкий уровень пола, увеличенный проём средней двери, просторную накопительную площадку, систему книлинг, которая позволяет наклонять кузов автобуса для удобной посадки и высадки пассажиров.
НЕФАЗ 5299-40-57 LNG полностью соответствует программе «Доступная среда»: в автобусе установлена механическая аппарель для беспрепятственного въезда в салон маломобильных пассажиров, специальное место крепления инвалидной коляски, кнопки связи с водителем. Автобус оснащён портальным мостом, независимой передней подвеской, автоматической коробкой переключения передач, газовым двигателем. Пассажировместимость автобуса – 102 человека, мест для сидения – 26. Базовая комплектация автобуса также включает электронные маршрутоуказатели, сиденье водителя на пневмоподвеске, автоматическую систему пожаротушения, систему вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС, подогрев зеркал заднего вида.
Отличительной особенностью автобуса НЕФАЗ-5299 LNG является система хранения топлива – метана. В заднем свесе автобуса расположен криобак вместимостью 350 л. Применённые технологии позволяют хранить газ при температуре минус 160 градусов Цельсия вне зависимости от температуры окружающей среды. Объём криобака оптимален для работы автобуса в городском режиме и обеспечивает запас хода на одной заправке свыше 300 км.
Производство широкого спектра пассажирской и грузовой автотехники на природном газе является вкладом «КАМАЗа» в защиту окружающей среды. Кроме того, использование метана – одного из самых экологичных и экономичных видов моторного топлива – позволяет существенно снизить топливные затраты по сравнению с автобусами и грузовиками на дизельном топливе. |